icon-rss-large©
Обучение, расчеты и разработка документации по ГО и ЧС и пожарной безопасности

Подписаться на RSS

Независимая оценка рисков

В целях координации соответствующей деятельности в системе МЧС России создана комиссия МЧС России по организации системы независимой оценки рисков под председательством главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору генерал-полковника Г.Н.Кириллова, основными функциями которой являются:
• координация в системе МЧС России разработки нормативных, методических и организационно - распорядительных документов, необходимых для внедрения и эффективного функционирования системы независимой оценки рисков;
• анализ опыта в организации проведения оценки рисков структурными подразделениями, территориальными органами и подведомственными организациями Министерства, а иными органами исполнительной власти с целью совершенствования форм и методов оценки рисков;
• рассмотрение и обобщение практики применения законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам независимой оценки рисков, в том числе за рубежом;
• подготовка унифицированных бланков и форм документов системы независимой оценки рисков;
• подготовка проведения экспериментов по внедрению механизмов независимой оценки рисков в отдельных субъектах Российской Федерации и отраслях экономики;
• согласование частных (отраслевых и т.д.) правил функционирования системы независимой оценки рисков с учетом специфики отдельных отраслей экономики и социальной сферы;
• контроль за функционированием системы независимой оценки рисков.

Таким образом, участниками системы независимой оценки рисков являются:
• Комиссия МЧС России по организации системы независимой оценки рисков;
• Заказчики независимой оценки рисков, в том числе объекты экономики, страховые и проектные организации;
• Исполнительный орган системы – Государственная экспертиза МЧС России;
• Комиссия МЧС России и территориальные комиссии по аккредитации экспертно-аудиторских организаций и образовательных учреждений независимой оценки рисков;
• Аккредитованные в установленном порядке независимые экспертно-аудиторские организации и их квалифицированные эксперты;
• Образовательные учреждения по подготовке кандидатов в эксперты и повышению квалификации экспертов;
• Органы государственного пожарного надзора, надзора в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

При этом планируется осуществление Государственной экспертизой МЧС России как исполнительным органом системы независимой оценки рисков следующих функций:
• прием заявлений и документов на аккредитацию экспертных организаций независимой оценки рисков, их экспертиза, подготовка материалов для принятия решений комиссиями МЧС России по аккредитации;
• ведение реестров аккредитованных экспертных организаций, образовательных учреждений в области независимой оценки рисков;
• проведение регистрации и ведение реестра заключений по независимой оценке рисков;
• информирование надзорных органов о невыполнении на объектах, прошедших оценку рисков, плана устранения недостатков;
• организация и осуществление инспекционного контроля за деятельностью аккредитованных организаций и образовательных учреждений.

Действующее законодательство позволяет эксплуатируемым, проектируемым и строящимся объектам проходить независимую оценку рисков на добровольной основе, однако нормативные правовые акты и организационно-распорядительные документы, детально регламентирующие все аспекты функционирования системы независимой оценки рисков (аккредитация экспертно-аудиторских организаций, порядок осуществления оценки рисков, вступления в силу ее результатов и их признания специально уполномоченными государственными органами) до конца 2007 года отсутствовали.

В целях практической апробации возможных подходов к осуществлению независимой оценки рисков в данном направлении в 2007 году с участием Государственной экспертизы МЧС России организовано проведение ряда экспериментов по внедрению механизмов независимой оценки рисков – по территориальному признаку (Республика Хакасия, Санкт-Петербург) и в вертикально интегрированной компании (ОАО «ЛУКОЙЛ»).

Для проведения оценки рисков было отобрано более четырехсот небольших объектов, разработан и принят к использованию (в рамках проведения эксперимента) пакет необходимых организационно-распорядительных документов, организована работа комиссии по аккредитации и проведена аккредитация экспертно-аудиторских организаций для проведения работы на объектах. Работы аккредитованных организаций по независимой оценке рисков в рамках эксперимента выявила значительное количество мелких недостатков на обследованных объектах и способствовала пониманию руководством объектов реального уровня безопасности, имеющихся рисков (в том числе финансовых) и приоритетных направлений для инвестирования в обеспечение безопасности, благодаря чему ее результаты признаны весьма полезными руководством эксплуатирующих компаний.

19 декабря 2007 года состоялось заседание коллегии МЧС России, на котором рассмотрены вопросы внедрения системы независимой оценки рисков в Российской Федерации в 2008 году. По итогам заседания решено считать в 2008 году одной из приоритетных задач МЧС России обеспечение функционирования системы оценки рисков, осуществляемой в добровольном порядке. При этом приказом МЧС России №119 на Государственную экспертизу МЧС России возлагаются функции обеспечения деятельности министерства по аккредитации и контролю за деятельностью организаций, осуществляющих оценку рисков.